Стандартизация тестирования в качестве метода оценки знаний учеников. Польза и вред. - BrainHouse
Skip to Content

Стандартизация тестирования в качестве метода оценки знаний учеников. Польза и вред.

Дети уже привыкли к мысли, что после 11 класса их ожидают тесты в  качестве финального оценивания. Многие страны вводят стандартизацию тестирования в школе в конце учебного года или как основной экзамен после обучения в школе. Школьники обязаны сдавать ЗНО в Украине и ЕГЭ в России. В Американских школах существует SAT или Stanford Achievement Test. Он разработан для каждого класса и проверен не на одном поколении американцев. Эти виды экзаменов никого не пугают. Но споры вокруг не утихают. Одни специалисты хвалят такой подход за непредвзятость, а иные осуждают, намекая, что благодаря этим тестам уровень образования только падает. Давайте обратимся к независимым исследованиям, которые проводит международная организация PISA (Programme for International Student Assessment). Разработана программа по оценке образовательных достижений учащихся. Оценивание проводятся раз в три года, при содействии Организации экономического сотрудничества и развития. В исследованиях принимают участие десятки тысяч школьников  из разных странах мира. Цель исследования — выяснить, насколько эффективно школьники применяют на практике полученные в школе знания. Тест включает три группы вопросов: по математике, чтению и естественнонаучным дисциплинам. Согласно итогам исследования PISA 2000—2015, лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе в десятке лидеров Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды.

Преимущества тестирования: 

  • Тестирование — объективно.

Главной причиной ввода стандартного тестирования является исключение человеческого фактора при проверке. Процедуру полностью автоматизируют. Для того чтобы составить тест используют компьютеры, как и для подсчета баллов. Поэтому вы уже не сможете пожаловаться, что преподаватель необъективен или специально “завалил” ребенка на экзамене.

  • Тестирование — справедливый метод.

Все ученики находятся  в равных условиях. Они сдают одни и те же тестовые задачи, только порядок расположения различны. Уже не получится “вытащить счастливый билет”. Или получить отличную оценку, потому, что повезло с вопросом. Тесты всеобъемлющи по охвату материала. Поэтому все ученики получает равные возможности вне зависимости от места проживания и типа образовательного учреждения.

  • Тесты — показывают реальный уровень знаний.

Тестирование может включать в себя задания по всем темам курса.  В то время как на устный экзамен обычно выносится три вопроса по теории, а на письменный — две или три практические задачи. Тестирование позволяет проверить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности. Путем грамотного сотавления вопросов теста удается установить уровень знаний учащегося по предмету в целом, а не по отдельным разделам.

  • Тестирование — точно.

Тест это более точный инструмент за счет дифференциации оценки каждого пункта. Например, шкала оценивания теста из 100 вопросов, состоит из 100 баллов. Таким образом вес имеет каждый пункт теста. Которых обычно довольно много, чтобы равномерно покрыть весь курс. В то время, как обычная шкала оценки знаний — состоит из пяти для пятибальной системы оценивания или 12 для двенадцатибальной.

  • Тестирование — эффективно с экономической точки зрения.

Да, составить грамотный тест, понятный ученику — задача непростая. Для этого необходимо привлекать опытных специалистов и проводить пробные тестирования на фокус-группах. То есть затраты при тестировании приходятся на разработку качественного материала. Затраты на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном экзамене. Проведение тестирования и контроль результатов занимает полтора-два часа и требует присутствие нескольких наблюдателей. Устный или письменный экзамен длится не менее четырёх часов или даже нескольких дней, необходима комиссия, и время на обсуждение результатов.

Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, используя стандартную процедуру и единые критерии оценки. Что приводит к снижению волнения и стресса среди учеников.

 Недостатки тестирования.

  • Много затрат на составление грамотных тестов.

Разработка качественного тестового инструментария  — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Если учитывать, что необходимо составить тесты, состоящие из десятков и сотен пунктов. Создать много вариантов для исключения мошенничества среди учеников. Разработать систему проверки и хранения правильных результатов.

  • Результаты тестов — не дают исчерпывающей информации о глубине знаний.

Тестирование хорошо проверяет поверхностные знания на основании стандартных задач. Данные, получаемые в результате тестирования — это статистика о проблемах в понимании учеником конкретных тем. Возможно, задания были составлены двояко и ученик не понял вопрос. Или банально не разобрался, как заполнять тестовый бланк и перепутал ответы. Результаты не позволяют судить конкретных причинах этих проблем.

  • Невозможно оценить творческие способности.

Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

  • Ученики сильно ограничены во времени при сдаче теста.

Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

ИТОГ: полезны тесты или нет?

По оценкам специалистов самое трудное для наших школьников в тестах — нестандартные, нетипичные задачи. Ученики теряются, когда встречают непривычную задачу или формулировку. Школьное обучение в своем большинстве слишком схематично.  Дети запоминают алгоритмы решения и стараются распознать их в задании. Учителя натаскивают на решение однотипных задач: подставить значения в формулы, или запоминать методы решений определенных уравнений. Так как в ситуации выполнения только типичных заданий блокируются познавательные способности, то дети затрудняются в свободном переносе знаний, творческом воображении и абстрактном мышлении.

Поэтому нельзя сказать, что именно тестирование — это причина падения уровня образования. Скорее сам подход в преподавании в школе должен быть более гибким. А знания более прикладными, чтобы детям было интереснее учиться и они во всем видели практическое применение.  И тогда какой бы метод оценивания не предложили нашим детям, они будут с ним справляться.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

5 комментариев в “Стандартизация тестирования в качестве метода оценки знаний учеников. Польза и вред.”

05 мая, 2020 в 8:31 дп

Если честно, то я бы предпочел тестирование, оно просто удобней. А свои минусы есть везде

Ответить

07 мая, 2020 в 11:34 дп

Я сторонник творческого мышления и межличностного общения экзаменатора с учащимся. Считаю его более человечным что ли. Да и уровень знаний сегодняшней «реформированной школы» по сравнению с советской — это небо и земля. Вот вам и ответ — что лучше и практичнее.

Ответить

15 мая, 2020 в 7:53 пп

Разумеется, спорить с пользой тестирования нет смысла. У тех же американцев, кроме упоямнутого в статье SAT ещё есть и GED — как раз для тех, кому первый не удался, а аттестат зрелости рано или поздно понадобится. Вопрос скорее не в этом на мой взгляд, а в грамотной подготовке — не только в профессиональном плане, но и в личностном. Для тестов (причём почти любых) это тоже важно…

Ответить

17 мая, 2020 в 8:12 пп

согласен с тем, что тестирование-это намного более честный и справедливый подход к оценке знаний.мало того, что тебя не «завалят» но и любимчиков не вытянут на балл повыше.

Ответить

02 июля, 2020 в 7:08 пп

Тестирования нужная вещь для объективной оценки знаний ученика. Но эти тесты вызывают у многих стрессовое состояние, нервы и лишние затраты на репетиторов, которые могут и не помочь

Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top