Технология «раку» – керамика японских мастеров
Искусство создания керамики «раку» зарождалась в Японии, откуда получила распространения по всему миру. Керамика, предназначенная для чайной церемонии, которая возникла еще в 16 веке, благодаря мастеру Сэн-но Рикю. Сама технология изготовления специальной керамики была придумана и отработанна семьей Танака Тёдзиро. Особенность технологии создания чаши для церемонии, в отсутствии гончарного круга. Керамику-»раку» отличает неровность поверхности и простота, присущая ваби-саби и философии дзен-буддизма.
По другой версии, керамика «раку» также родом из Японии, но использовалась до 20 века. Распространение по Европе, «раку» получила с легкой руки керамиста Бернарда Лич. В прошлом столетии, в 20 годы, он привез технологию «раку» в Лондон и познакомил европейцев с ее уникальными градиентами.
Применение технологии в художественной росписи керамики
После запрета использования твердого топлива в промышленных печах, в Японии технология «раку» практически не применяется. Однако принцип создания «раку» отлично подходит для изготовления уникальных художественных небольших предметов. Керамисты по всему миру, с художественной целью применяют необычные свойства глазури. Во время обжига и остывания, можно добиться невероятной росписи изделия.
Принцип нанесения рисунка в технике «раку»:
- в печи обжигается изделие;
- изделие вынимают щипцами для остывания;
- яма, заполненная опилками, служит естественной средой для охлаждения;
- яма закупоривается для предотвращения попадания кислорода.
Меняется цвет и глубина рисунка, во время каждого последующего обжига. Первоначальный рисунок может сильно отличаться от последнего варианта, где просматривается сияние и россыпь звезд галактики. Дополнительно мастера используют шоковый эффект, многократным стремительным охлаждением изделия, что усиливает эффект «кракле». Помимо невероятной реализации «космического» рисунка на посуде естественным путем появляется растрескавшаяся поверхность. Такие изделия завораживают, в них скрыта целая история мироздания.
Какой должна быть глубина цвета
Для художника керамики, технология «раку» является единственным способом добиться искомого цвета. Исчезает плоскость рисунка, появляется объемность и глубина форм. Например, французский мастер по керамике Эрнест Шапле, экспериментировал с химическими реакциями глазури всю свою жизнь. Это необыкновенное послойное обогащение рисунка различными вкраплениями звездного неба.
После обжига, изделие мало чем отличается от раскаленного ярко оранжевого металла. Когда для охлаждения керамический предмет помещают в опилки, моментально запускается процесс тления и выработки угарного газа. За счет отсутствия доступа кислорода, тление опилок приостановлено, при этом кислород начинает проявляться в глазурях.
В результате многократного обжига и охлаждения, глазурь обретает металлизированную поверхность, цвет глазури оттенка металла. Потрясающие декоративные элементы одного рисунка максимально раскрыты, просматривается их глубина.
Японская технология «раку» в современности
Керамисты по всему миру используют японскую технику «раку» для создания самых непредсказуемых оттенков и рисунков в керамике. Вместо ямы с опилками, часто служит другая емкость, для создания необходимой среды восстановления. Необычные варианты росписи «раку» можно увидеть у многих современных мастеров, например, калифорнийского керамиста Алекса Лонга. В его коллекции, завораживающие рисунки на вазах и кувшинах. Это потрясающая металлизированная роспись с игрой цвета и множеством деталей.
Однако в идеале все же используют яму с опилками. Так можно добиться более глубоких оттенков и полутонов, чем и отличается керамика, изготовленная в стиле «раку».
Добавить комментарий