Композиция и сюжет
Хорошее произведение обычно имеет отличную композицию – четкую логику событий, помогающую читателю следовать за героем, будучи эмоционально вовлеченным на каждом этапе. Независимо от сюжета сочинения, его тематики и цели, базовая структура неизменна.
Умение определить ключевые точки в книге – это то, чему детей учат в школе. Следуя за логикой творца, читатель сам учится правильно формулировать мысли и оформлять идеи в понятные интересные тексты. Развитие воображения – одна из функций чтения.
Первые картины, нарисованные автором, обычно дают представление о героях, месте и времени событий. «Задержанная» экспозиция находится на последующих страницах. Но и в случае «прямой» экспозиции (когда все представлено сразу), и в случае «задержанной», на первых страницах мы знакомимся с книгой, обращая внимание на предзнаменования.
Иногда предзнаменования выносят в отдельную категорию, как часть композиции. Намеки, кажущиеся малозначительными факты – все это в хорошем исполнении может стать «ружьем, которое выстрелит». Случайностей не бывает.
Завязка – это место в произведении, где обостряются противоречия. Все войны имеют причины и обязательный повод. Завязка в книге – это причины, и повод. Не обязательно, что завязка будет представлена ярким (исключительным) событием, вполне возможно, что мы попросту исследуем ход событий, и лучше поймем мотивы и привычки героев накануне кульминации.
Есть некоторые правила написания хорошей завязки
- Эта часть сюжета должна быть увлекательной, динамичной и интересной. Скорость повествования может существенно отличаться от пролога.
- Именно в этой части сочинения описывается главный герой с его проблемой (мотивом). Логично, что невозможно показывать читателю одних героев с их проблемами, а кульминировать с помощью других.
- Как органическая часть общего текста, завязка стилистически должна быть подстроена под основной текст.
- Продолжительность данной части зависит от общего объёма книги.
- Именно завязка подводит читателя к самому главному, а значит, страсти закипают. Если все плохо, то в этой части произведения все особенно плохо и сложно. Ситуация доведена до апогея.
Кстати, между завязкой и конфликтом, может случиться пролог. Обратим внимание, что, начиная с этапа развития действий, структура произведения неизменна. Любопытно, что опросы писателей говорят о том, что до момента конфликта автор часто сам знакомится со своими героями, представляет вероятный конфликт, испытывает собственные эмоции. Автору должно быть интересно то, о чем он пишет.
Развитие действий (конфликт) – выявление ключевых противоречий. Именно основной конфликт продвигает сюжет, а вспомогательные конфликты оживляют характеры героев. Основной конфликт зависит от мотива, движущего главного героя и героев вообще. Страсть или любовь, месть – вечные сюжеты. Согласно разным типологиям конфликтов в литературе, их разделяют на жизненные и художественные, временные и устойчивые (неразрешенные), внешние и внутренние.
Высшая точка нарастания конфликта – это кульминация. Пропустить кульминацию при прочтении трудно, ведь обычно книга становится все более захватывающей, чем ближе кульминация и развязка (разрешение конфликта). Развязка происходит сразу же после кульминации, выравнивая эмоции читателя, предложив ему ответы на важные вопросы. Существует всего несколько вариантов развязки: конфликт решается либо в пользу героя, либо не в его пользу.
Добиться правдоподобности можно только в том случае, если герои правильно мотивированы, действуют в связи с их целями, но их поступки основываются на особенностях характеров и на внешних факторах (окружающей среде).
В конце произведения может быть эпилог – пояснение событий спустя некоторое время.
Добавить комментарий