Коммуникативная модель правовой системы - BrainHouse
Skip to Content

Коммуникативная модель правовой системы

Право является информационной системой общественно значимых знаковых моделей, которые отображают особенности разрешенного, поощряемого или запрещенного поведения человека в контексте явлений или процессов правовой действительности, воплощенных в обобщенном виде в правовой норме. А будучи информационной моделью правовой действительности, право выполняет ряд функций, одной из основных среди которых есть коммуникативная.

О коммуникативности права, которое заключается в сообщении участникам общественной жизни о велении и предписаниях государства относительно характера их поведения при определенных условиях бытия, обеспечении возможности их ознакомления с ними и тому подобное, есть немало научных исследований. Мы же обратим внимание на моделяционный (модельный) аспект коммуникативности права, точнее — рассмотрим право как системную коммуникативную модель соционормативного пространства.

Проблема моделирования и моделей

Проблема моделирования и моделей неоднократно становились предметом научного исследования. Так, особенности построения моделей и использования моделирования в научных исследованиях и учебном процессе отражены в трудах С. Архангельского, В. Загвязинского, В. Михеева, К. Морозова, Ю. Плотинского, И. Новика, А. Уемова, Я. Фридмана и других. К проблемам моделирования интерес проявлялся периодически, и в первую очередь это было связано с отношением в обществе к естественным наукам (ведь само изучение в этой сфере нуждается в показе наглядно исследуемых объектов). Зато моделирование в сфере общественных наук, в том числе в юриспруденции, предусматривает использования информационных (описательных) моделей. Информативный аспект, со своей стороны, предусматривает коммуникацию как процесс его реализации, что также было предметом изучения многих научных работников, к тому же, больше в общественных, чем в естественных науках. Разнообразные модели коммуникации как раз и стали методологической почвой изучения права.

Один из известных теоретиков коммуникации Г. Почепцов различает три типа моделей коммуникации: социологические, психологические и семиотические. В частности к первым двум он засчитывал:

  • двухступенчатую модель коммуникации, которая отстаивает приоритет межличностной коммуникации над массовой в попытке убедить аудиторию, здесь первая степень — передача информации, вторая — передача влияния отдельных личностей во время обсуждения полученной информации в локальных группах (право в этом случае является моделью коммуникации, которая обеспечивает массовое влияние через предыдущее влияние на правоведов-профессионалов, которые, со своей стороны, демонстрируют целесообразность правомерности и опасности противоправности);
  • спираль молчания — теория, которую в дальнейшем развила Э. Ноэль-Нойман и суть которой заключается в возможности манипуляции общественным мнением с помощью предоставления слова меньшинству вместо большинства, которое создает ощущение «услышанности» среднестатистического гражданина (принцип всеобщности, на котором базируется право в процессе моделирования правоотношений, обеспечивает гарантию защищенности независимо от пола, возраста, социального статуса и тому подобное);
  • диффузную теорию, связанную с именем Э. Роджерса, который считает, что не надо стремиться убедить сразу все общество, в первую очередь надо постараться убедить критические пять процентов, а дальше уже сработает принцип распространяемости (эта теория подобна двухступенчатой с той лишь разницей, что в ней численно конкретизируется реципиент первого уровня коммуникации, и в этом срезе мы не можем рассматривать право как коммуникативную модель, поскольку определить даже приблизительное количество первых право-приемников практически невозможно: правовые вопросы интересуют не только законодателей-профессионалов, но и тех, кого они касаются в конкретных правовых случаях, или научных работников соответствующей сферы, или тех, кто изучает право как таковое);
  • теорию структуры новости, которую раскрыл Т. А ван Дейк с точки зрения представлений об идеологии: в нашем контексте правовая коммуникация является познавательным (когнитивным) процессом, который осуществляется с задействованием правосознания, правового мировоззрения, опыта, правовых обычаев и традиций как репрезентативных проявлений предварительно смоделированного в праве;
  • теорию метафоры, суть какой Дж. Лакофф и М. Джонсон видят в использовании метафорического языка во время проработки информации человеком, что способствует упрощенности восприятия (хотя язык права как модели коммуникации, на первый взгляд, абсолютно не может быть метафорическим, терминологичность языка права является не чем другим, как своеобразной правовой метафорой, которую используют для подчеркивания когнитивных процессов у право-приемника).
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top