Каталонский «тренкадис» в современной керамике
В создании криволинейных и спонтанных очертаний поверхностей, Антонио Гауди использовал колотую керамику. Техника «тренкадис» стала визитной карточкой мастера. Для нее присущи неровности и некая хаотичность, что придает ей уникальности и красочности. В переводе с каталонского языка, само понятие означает «ломкий, хрупкий».
Создается впечатление, что техника была создана в процессе работы, в качестве эксперимента в декорировании. Расколотая на мелкие осколки керамика, получила новую жизнь в украшении интерьера. Невозможно вообразить Барселону без Гауди и архитектуры, богато убранную в множество ярких элементов расколотой керамики.
Как используют каталонский «тренкадис» в керамике
По сути, каждый мастер может обклеить изделие остатками плитки или осколками разбитой посуды или стекла. Какие декоративные объекты украшают стиле Гауди:
- ступеньки;
- панно;
- элементы декора внутри помещения;
- фасады зданий;
- столешницы;
- вазы;
- скульптуры;
- архитектурные объекты в саду.
Техника «тренкадис» активно используется в изготовлении керамики. Ее преимущество в неограниченных возможностях, поскольку в ней соединено сразу несколько художественных свойств:
- стеклянная мозаика пластична;
- керамика имеет тактильное тепло и мягкость.
Универсальность такой техники декорирования объектов, используется многими мастерами. Вдохновленные смелыми экспериментами Гауди, создаются уникальные шедевры архитектуры и интерьера. Не осталась без внимания и сама техника, которая совершенствуется с учетом новых достижений в производстве керамики.
По стопам Гауди пошел художник Фриденсрайх Хундервассер. Как активный поклонник техники «тренкадис», он сохранил идеальную плоскость для искривленных поверхностей архитектуры. В остальном, художник существенно обогатил стиль Гауди, придав ему иной творческой формы.
Техника «тренкадис» в портретной мозаике
Не остался безучастным к технике Гауди и дизайнер в Греции, Харис Цевис. Он использовал декорирование мозаикой осколками керамики в своих портретах футболистов. При этом, дизайнер не является керамистом и только позаимствовал идею каталонской техники в серии своих работ.
Отличительные особенности каталонской техники «тренкадис» в исполнении Цевиса:
- цвет мозаики не используется для прорисовки линий рисунка;
- художник составляет картину из полутонов и оттенков;
- каждый кусочек мозаики имеет роспись орнаментом (преимущественно «азулежу»).
Художник собирает портрет в технике свойственной живописи. Используя тона и полутона, вдалеке отчетливо видно лицо футболиста, а вот вблизи – это мозаика из керамики с орнаментом. Такой подход к технике «тренкадис» абсолютно уникальный, который не каждому художнику подвластен. Серия портретов знаменитого футболиста Лионеля Месси и стиль Гауди, по мнению художника имеют много общего. Как и Антонио Гауди, футболист своим профессионализмом и уникальной игрой, делает людей счастливыми, дарит радость.
Говоря о портретной мозаике нельзя не вспомнить Эда Чапмена. Мозаист из Британии, создает интересные портреты, используя технику «тренкадис». Складывая портрет из мелких частей керамики, художник добивается максимальной узнаваемости персонажа. Достигается это путем сочетания разных оттенков и полутонов, которые дают разные светотени.
Современное искусство и техника «тренкадис»
Техника декорирования, придуманная Гауди, активно используется по сему миру в создании уникальных архитектурных объектов. Например, австралийская художница Ирен Пирс, украшает дома и садовые участки, сочными по цвету цветочными композициями в стиле Гауди.
На первый взгляд простая техника «тренкадис» подвластна каждому творческому человеку, но далеко не каждый способен сделать шедевр. Это настоящее искусство, используя кусочки керамики создавать картины и портреты. Собрать панно, которое завораживает с первого взгляда, под силу мастерам
Добавить комментарий