КАК УВЛЕЧЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ БОЛЬШЕ
Имея так много отвлекающих факторов — кабельное телевидение, DVD, MP3-плееры, PlayStations, социальные сети и просторы Интернета — становится все труднее и труднее заставить детей читать. Идея сесть с хорошей книгой и потерять себя в ней, похоже, является жертвой современной, насыщенной развлечениями культуры.
Это не просто навыки чтения, которые теряются. Вполне возможно, что, складывая вместе все веб-страницы, рекламные объявления, игровые титры и другие фрагменты текста, которые нас окружают, дети читают столько же или даже больше, чем они были в доцифровую эпоху. Но с чтением важны не только необработанные цифры: это качество опыта, которое упускается. Чтение книг, конечно, учит пониманию и словарному запасу, но также учит удовольствиям медленно нарастающего предвкушения, важности задерживаться и пересматривать ситуации, чтобы привлечь новые значения и связи, проецировать себя в воображаемые миры нашего собственного сознания.
Так как же нам заинтересовать детей чтением? Как все родители знают, дети обычно не склоняются к аргументу «попробуй, это хорошо для тебя». Успех должен быть в том, чтобы не заставить их читать, а полюбить чтение. Вот несколько идей, которые могут помочь:
- Отвести ребенка в библиотеку. Стоит поговорить с библиотекарем, особенно если в вашей библиотеке есть библиотекарь детских книг, чтобы узнать, какие специальные ресурсы есть в вашей библиотеке и что они рекомендуют для ваших детей. Познакомьтесь также с детской секцией; В нашей библиотеке есть раздел, специально посвященный лауреатам Newberry, каждый из которых гарантированно станет хитом.
- Сделать ребенку собственную библиотечную карточку. Даже если ваши дети ходят в библиотеку только с вами, приобретите для каждого из них свою библиотечную карточку. Наличие читательского билета дает детям чувство причастности, чувство вложения в их выбор чтения. Это то, что у них есть, маркер участия.
- Установить обязательства. Я родом из семьи продавцов, и одно из первых правил продажи — заставить клиента взять на себя обязательства. Так что я попробовал это с моими детьми, и это работает довольно хорошо. Вот что я делаю: в начале недели я спрашиваю каждого из них: «Что вы собираетесь читать на этой неделе?» Если они сейчас ничего не читают, я делаю несколько предложений и позволяю им что-то выбрать. Идея в том, что, как только они взяли на себя обязательство, оно становится их; они не подводят меня, если они не продолжают читать, они подводят себя. Поскольку никто не хочет этого делать, они будут подталкивать себя — а мне не нужно. Чтение становится тем, что они делают для себя, а не для меня.
- Читайте вместе. Подайте пример для ваших детей. Спросите своего библиотекаря, есть ли у него «семейные пакеты» (обычно несколько экземпляров книги плюс руководство по чтению), или вы можете взять несколько экземпляров одной и той же книги. Пусть каждый член семьи или хотя бы пара из вас прочитают одну и ту же книгу одновременно. Таким образом, вы можете обсудить это, задать вопросы и в целом помочь вашему ребенку получить максимальную отдачу от чтения.
- Давайте награды. В отличие от Оскара и Грэмми, награды за детские книги, как правило, являются показателем совершенства, а не просто популярности или признания имени. Ищите медали или другие признаки статуса награды, и, если вы не знакомы с премией, спросите библиотекаря или найдите ее в Интернете. Так же можно сделать свое поощрение за прочитанные книги.
- Поставить цели. Дайте им шанс подтолкнуть себя — большинство детей примут вызов. Очевидно, это не означает, что нужно давать «Войну и мир» вашему первокласснику, но книги Джека Лондона, Дж.Д. Сэлинджера, и других крупных авторов, безусловно, можно поделиться со школьниками, особенно включая серии книг «Гарри Поттер» и «Лемони Сникет».
- Обсуждение. Задавайте вопросы об их чтении, будь то за обеденным столом, в машине или в ленивые выходные дни. Задайте им вопросы. Если вы прочитали книгу, которую они читают, протестируйте их — осторожно. Расскажите им, что вы чувствовали по этому поводу, когда впервые прочитали ту же книгу.
- Ограничить время возле «экрана». Это трудно. Чрезвычайно трудно. Насколько это возможно ограничить время, затрачиваемое на видеоигры, серфинг в Интернете или просмотр телевизора — не потому, что вместо этого они должны читать, а потому, что вместо этого они должны делать что-то еще. Может быть, они прочитают. Возможно, нет. По крайней мере, у них будет шанс.
- Не запрещайте другие действия. Если чтение будет конкурировать с видеоиграми — вы проиграете. Чтение книги не заменяет телевизор, XBox или FaceBook; это своя вещь, со своими наградами.
- Не торопите их. Дети читают в своем собственном темпе. То, что для чтения занимает у меня час и 45 минут, у детей может занять неделю. Все в порядке. Чтение — это не гонка, чтобы увидеть, кто может читать больше страниц в минуту или больше книг в месяц. Если они бездельничают, поставьте разумные цели (завершите эту главу, прочитайте еще 10 страниц, что кажется разумным) или выясните, почему они застряли; в противном случае пусть они устанавливают свой темп.
Помните, что чтение должно быть веселым, а не очередной тяжелой работой. Это то, чем вы и ваши дети можете поделиться, а не то, что они делают для вас. Тем не менее, будьте твердыми. Иногда необходимо оказывать небольшое давление, но только тогда, когда вы абсолютно уверены, что оно окупится. Когда мой друг попросил сына прочитать книгу, которую он любил, он отказался; мы сказали ему, что он должен прочитать первые три главы: «или иначе!» Я не думаю, что это было неправильно толкать его, но только потому, что мы знали, что ему понравится, как только он начнет; пару дней спустя он начал взволнованно рассказывать нам о той или иной сцене, и в конце концов он полюбил книгу. Если бы он все еще не был заинтересован после главы 3, мы бы позволили ему сорваться с крючка.
Следует сказать, что если вы не читаете, ваши дети тоже не будут. Это не что-то вроде «делай, как я говорю, а не как я». Что не означает, что если вы будете читать, они будут; это только первая предпосылка. Попробуйте некоторые из советов выше и посмотрите, как они работают.
28 апреля, 2020 в 4:23 дп
У меня пацан сам любит читать книги. В 10 лет по несколько в месяц прочитывает. Хотя я особо то не любитель. У него гены такие, жена и теща любительницы, целая библиотека дома. Изначально капризничал особо не хотел, пока жена ему не прочитала энциклопедию о животных. Вот с тех пор и влюбился так сказать. В целом ничего трудного не возникло. Меся постоянно трусит на новые учебники.
08 мая, 2020 в 9:41 пп
Ограничить использование гаджетов и телевизора. Купить книгу по мотивам любимой игры или мультика и попросить почитать ее вам. Прививать любовь к чтению с раннего детства, чтобы ребенок первой взял в руки книгу, а не телефон или пульт.
12 мая, 2020 в 10:36 дп
Лучше всего конечно работает личный пример. Если приходить с работы и уделять время чтению, чтобы ребенок это видел. Купить книгу по мотивам любимого мультика.
14 мая, 2020 в 7:36 дп
Племянник мой предпочтет книгу компьютерной игре. Как-то само так вышло, что он понимает, что чтение намного важнее бессмысленного времяпровождения за играми.
15 мая, 2020 в 1:38 пп
Я своей внучке читала сказки и всегда говорила, как это здорово самой читать сказки. Вот научишься читать и будешь уже мне читать сказки. Так и случилось. Ей шесть лет, и теперь уже она мне читает. Корявенько, но так гордится!
07 июля, 2020 в 10:08 пп
Думаю, стоит читать книги вместе с ребенком, а потом обсуждать прочитанное. Это работает.
08 июля, 2020 в 7:44 дп
И в библиотеку записывали, и карточку личную заводили, своим примером показывали, время с компьютером ограничивали, но все бесполезно. У нас гаджеты побеждают все и всех. Интересная идея про обязательства, есть здравое зерно, надо попробовать.