Цвета и полутона глазури в керамике - BrainHouse
Skip to Content

Цвета и полутона глазури в керамике

Современное гончарное мастерство впечатляет многообразием  росписи изделий. Давно прошли времена, когда керамические предметы изготавливали по образу скульптур с натуральным рельефом. Мастера используют  различные техники глазурования для достижения более глубоких рисунков и сочности цвета.  Художники не просто украшают керамические изделия, создаются шедевры, которые можно рассматривать, как предмет искусства. Это настоящая игра бликов и теней, которая достигается путем многократного нанесения цвета, обжига и охлаждения.

Процесс создания полутонов  в росписи керамики

При обжиге керамического изделия, первоначальный цвет меняется, появляются новые оттенки глазури. При каждом новом нанесении цвета и последующем обжиге, цвет обретает новый оттенок. Таким образом, создается объемность рисунка, его полнота и глубина. При этом, мастер должен понимать, когда и как проявится какой цвет. Во все времена гончара не прекращали экспериментировать с химическими реакциями глазури. Благодаря накопленным знаниям и опыту, мастера ушли от плоских рисунков, создавая максимально реалистичные рисунки.

Наиболее распространенные рисунки в глазуровании керамики:

  • мерцание звездного неба;
  • блики на поверхности воды;
  • мерцание языков пламени;
  • сияние планет галактики;
  • естественная прозрачность капли воды;
  • сияние кожи, преломление солнечного луча и другие природные явления.

Мастера художественной росписи керамики, воссоздают разные элементы постепенно. В отличие от художника, который рисует на холсте красками, мастера должны учитывать температуру обжига и реакцию глазури. При взаимодействии разных красок и цвета, можно добиться совершенно непредсказуемых оттенков, которые могут придать картине, как глубины, так и испортить ее.

Виды керамической глазури для декорирования

Выбор глазури для росписи керамического изделия – важный этап работы мастера. Подбирается не только цвет, но и текстура. Мастер, ориентируясь на конечный результат, подбирает сочетание цвета. Но даже идеальное сочетание цвета, не дает гарантии, что при обжиге оттенок не изменится. Контроль происходит на каждом этапе прорисовки картины.  Рецепты глазури разного цвета, передаются из уст в уста, вместе с опытом. Для керамики не подходит органическая краска, в процессе обжига она сгорает.

Из чего состоит керамическая глазурь:

  • в основе глазури различные силикаты;
  • в качестве пигментов применяют соли металлов и оксиды.

Основные способы покрытия керамических изделий:

  • Надглазурное. Нанесение рисунка на глазурованную поверхность керамики.
  • Живопись ангобная. Активно используется мастерами, работающими в этническом стиле. В глиняную жидкую массу (шликер) вводят пигменты цвета, полученную смесь помещают в грушу с наконечником. В старину для этой росписи использовали гусиное перо, которое на конце напоминало шариковую ручку. Мастер легко наносит рисунок даже с помощью ножа, в результате получается четкий рельеф.
  • По сырой эмали. Светлая эмаль наносится на обожженный черепок. После сушки на эмаль наносится живопись. Такой метод обработки, позволяет пигменту вплавиться в эмаль, образуется однородное глянцевое покрытие. Мастера используют данный метод, чтобы добиться красивых разводов и «заплывов». Опасность этой техники в сложности исправления ошибок, когда размываешь рисунок по эмали. У художника должна быть твердая рука, чтобы точно выполнить живопись.
  • По необожженному черепку.
  • Подглазурное покрытие подразумевает нанесение пигмента на черепок с дальнейшим бесцветным глазурованием и обжигом в печи.

Химическая лаборатория в керамической мастерской

Мастера используют различные эффекты глазури. Стекло и глазурь имеет одинаковый состав, разница в температуре обжига. В стекле все составляющие спекаются, а в глазури недожженные элементы образуют «эффекты».

Состав стекла:

  • олово;
  • кварц;
  • бура;
  • шпат полевой;
  • свинца оксиды.

Благодаря более низкой температуре, разные элементы недопеклись и показывают блики и преломления света. Например, шпат заполняет «кристаллами» глазурь. Человеческий глаз блики практически не ощущает, но воспринимает игру света в глазурном покрытии керамического изделия. Меди оксид дает всеми известный «селадоновую» глазурь, которая отличается нежным зеленным оттенком.

Основные эффекты глазури:

  • блики;
  • прозрачность текстуры;
  • плотность цвета;
  • мерцание цвета и другие эффекты.

Качество эффектов зависит от степени обжига, насколько спеклись или не допеклись элементы глазури. Для матовости поверхности, в глазурь входят разные флюсы. При смешении с глиной, флюсы способствуют стеклообразованию. Любые другие примеси в глазурь, включая пигменты цвета, влияют на степень обжига и эффекты глазури. Мастер полностью контролирует температуру и время обжига.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Back to top